Я уже около 20 лет работаю школьным
психологом. На протяжении всех этих лет недоволен своей работой. Всё
получается как-то формально и недейственно.
Вроде бы всё делаю по правилам – провожу
исследование, даю умные рекомендации. Что самое интересное, сам же потом
их не выполняю (я ещё частично работаю и учителем).
На выполнение этих рекомендаций нужны
дополнительные усилия, дополнительное время и если ещё видишь
незаинтересованность учащихся и учителей, то и у самого руки опускаются.
Что-то не так в самой организации, нет энтузиазма, воодушевления, нет
веры в эффективность работы.
Вот, например, когда идет подготовка к
предметной олимпиаде, в которой возможна победа, когда и ученики, и
учителя, и родители заинтересованы в результате, работы проделывается в
десятки раз больше, и никто не жалуется, всё делается с радостью, хотя
работа очень тяжелая.
Как создавать такую атмосферу и постоянно её поддерживать в работе с детьми?
В последние годы у меня появились новые идеи, я увидел свет в конце тонеля. Попробую кратко описать свои мысли.
§ Как строится воспитательная работа в наших школах?
В начале года составляются планы
воспитательной работы. Эти планы должны содержать мероприятия,
направленные на патриотическое, нравственное воспитание, профилактику
вредных привычек, профориентацию и т д.
§ Как проводятся эти мероприятия?
Чаще в форме проигрывания заранее
подготовленных сценариев, лекций, в форме соревнований. Очень часто
работа ведется формально, ради галочки.
§ Насколько
эффективна эта работа, видим ли мы своих детей такими, какими хотели бы
видеть? К сожалению, очень часто ответ на этот вопрос отрицательный.
§ Есть
ещё такие навыки, очень нужные человеку в общественной жизни, которых
школа почти совсем не касается, они чаще всего воспитываются стихийно.
Это умение общаться, устанавливать добрые отношения между собой, держаться перед публикой, артистизм, умение производить впечатление и т д.
Что же можно улучшить, чтобы воздействовать более эффективно и более широко?
На мой взгляд, не хватает организованного эффективного разновозрастного общения.
Ещё Макаренко показал, какая воспитательная
сила кроется в разновозрастных отрядах. Из возрастной психологии
известно насколько для подростков важно мнение сверстников и детей чуть
старше.
Всем известен эффект большой семьи, где дети
заботятся друг о друге, и часто вырастают более приспособленными к
жизни, чем одиночки с хорошими знаниями. Дети воздействуют друг на друга
иначе, чем взрослые, очень часто более эффективно.
Как же в школе задействовать этот воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия?
На мой взгляд, можно организовать разновозрастное общение в школе
минут по 15-20 в день, старшие дети будут приходить к младшим и
проводить мероприятия, которые, в основном, не требуют особой
подготовки:
— игры на объединение,
— разучивание стихов песен, которые потом исполняются по ролям и совместно, и по отдельности,
— проигрывание разных ситуаций с максимальным вхождением в роль,
— обсуждение историй, притч, сказок,
— обсуждение конфликтов и многое другое.
Учителя и воспитатели помогают в подборе материала, показывают пример в проведении игр и упражнений.
Это не требует никаких материальных ресурсов, эти мероприятия развивают и тех, для кого их проводят, и тех, кто их проводит.
Дети учатся общаться и поддерживать хорошие
отношения, учатся артистизму, умению нравиться, идет профилактика
застенчивости, агрессивности, страхов. Это выгодно и учителям, и
классным руководителям, они увидят, что большая часть их обязанностей
выполняется сама по себе без особых усилий.
Нужна только воля руководства школы, заинтересованность классных руководителей, работа педагога организатора и социально-психологической службы.
Может быть, не сразу удастся всё воплотить
так, как надо, может быть не все сразу увидят пользу этого дела, но
начинать прилагать усилия в этом направлении, искать заинтересованных
лиц и действовать, я думаю, стоит.
Александр Косабуцкий |