Как-то, на заре моей психологической
практики (сразу после института) ко мне на прием пришла мама с 6-летним
сыном с жалобами на то, что сын агрессивен, бьет детей в садике, все
вокруг себя ломает, крушит. Любая вещь, которую он берет в руки,
мгновенно разлетается на части. Воспитателям в садике грубит, маму не
слушается. В общем – не ребенок, а одна бесконечная проблема…
Пока я слушала маму, у меня в голове стала
формироваться одна гипотеза. Когда-то в институте мы проходили внешние
проявления признаков того, что над кем-то осуществляется насилие. Когда
человек находится в ситуации агрессии, насилия, внутреннее напряжение
его настолько велико, что предметы, которые он берет в руки, ломаются
сами по себе.
Такой человек, в свою очередь, проявляет
необоснованную агрессию к окружающим. Он как будто постоянно защищается
от них, находится на круглосуточной войне. И первая помощь заключается в
том, чтобы начать говорить о ситуации насилия и о том, что она
неприемлема ни для одного человека, тем самым его можно вывести на
психологически безопасную территорию и снизить уровень его внутреннего
напряжения.
Итак, я решила проверить свою гипотезу и задала маме вопрос, не подвергается ли её ребенок какому-либо насилию в семье, потому что поведение, которое она описала, очень похоже на ситуацию насилия над ребенком.
Мама помолчала минуту и сказала, что – да. У
ребенка есть папа, который пьёт и бьёт их вместе с ребенком. Далее мама
стала рассказывать, как это происходит, как мальчик его боится, убегает,
прячется, как папа его настигает… Как потом он плачет, и как они вместе
страдают.
Мы обсуждали с мамой, насколько эта ситуация
ненормальна, травматична и для неё, и для её сына, и насколько важно
защитить мальчика и вывести его из этого состояния. Оказалось, что с
папой они давно не живут, он просто приходит к ним в гости, и можно
просто не пускать его в дом и тем самым оградить ребенка от таких
разрушительных встреч.
В начале разговора мальчик сидел и
внимательно слушал, за время консультации он не сказал ни одного слова.
Когда мы начали говорить о насилии, и, в частности, после слов о его
праве жить в мире без насилия – он заснул прямо в кресле и очень крепко
спал. После консультации мама вынесла его из кабинета на руках, и еще
час он проспал в коридоре.
Через неделю они снова были в моем кабинете. На этот раз радостная мама взахлеб рассказывала мне, что сын
проснулся после консультации совсем другим человеком. Открыл глаза и
стал улыбаться, и за всю неделю не сломал ни одной вещи, не побил ни одного ребенка и ни разу не нахамил никому. Воспитатели не верят своим глазам, как и она, впрочем…
Вторую консультацию мы посвятили тому, что
говорили о том, насколько важно для ребенка находиться в безопасности,
как он меняется, и совсем не нужно на него кричать и одергивать его –
просто защитить.
Мальчик тоже начал со мной общаться. В
принципе, последующие консультации состояли по большей части в общении с
самим мальчиком: он рассказывал о своих интересах, страхах, рисовал,
лепил.
Мама удивлялась тому, что, оказывается, в его рассказах, в его рисунках и фигурках из пластилина есть смысл, которого она раньше не видела и даже не задумывалась об этом, а просто ругала его за каракули и неуемную фантазию.
Постепенно менялась и сама мама, по крайней мере, мне так казалось. Но продолжалось это недолго.
Однажды на консультацию они пришли совсем
такие, какими я увидела их в первый раз: напряженная мама, взъерошенный
мальчик. Мальчик опять молчал, опустив глаза. У меня мгновенно
пронеслась мысль: «Приходил папа»…
Но мама начала свой рассказ с того, что
поведение мальчика опять резко ухудшилось, опять он ломает игрушки и
бьёт детей, и никого не слушается, и она опять не знает, что с ним
делать.
На мой вопрос, что она думает о причинах
такого его поведения, она ответила, что совсем-совсем не знает, почему
так происходит. На мой вопрос: «Приходил ли папа?», – ответ был
положительным.
Мне было удивительно, что она не провела
параллелей между причиной и следствием, хотя мы обсуждали это много раз.
Или не захотела по каким-то причинам увидеть эту связь теперь.
Казалось, что наши прошлые встречи не оставили в этой женщине ни какого
следа. Консультация прошла достаточно формально, мама спрашивала, как
можно подействовать на ребенка, чтобы он перестал так «плохо» себя
вести.
Они ушли и больше не возвращались…
Я вспоминаю эту историю и каждый раз думаю: «А можем ли мы что-нибудь изменить?»
Августа Ривкин |