Тема М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «ТРИ ПАЛЬМЫ». Изображение красоты, гармонии, согласия в природе. Мотивы ответственности людей за сохранение красоты и жизни на земле.
Цель
Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Задачи
1.Образовательная:
- Изучить текст стихотворения, модель работы с художественным текстом, роль прогноза и установки;
- уметь выразительно читать, анализировать и интерпретировать художественный текст, находить средства художественной изобразительности.
2.Развивающая:
- обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение выразительными свойствами языка;
- развивать умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.
3.Воспитательная:
- воспитание гражданской позиции;
- формирование гуманных отношений.
Тип урока – изучение нового материала
Оборудование: технологические карты, мультимедийный проектор, иллюстрации, коллаж
ПЛАН УРОКА
І. Организационный момент
ІІ Определение темы и целей урока (самостоятельно, по опорным словам в ТК)
ІІІ Актуализация опорных знаний
1.Составление ФСА стихотворения «Парус»
Учитель Этот материал нам сегодня понадобится в процессе урока
- А сейчас учащиеся нашего класса представляют мини проект по опережающему изучению сегодняшнего произведения
IV Изучение нового материала
Внимание на экран…
1. Проект учащихся
- Здравствуйте, наши зрители.
Сегодня очередной выпуск программы «Школьный звонок»
В рубрике «Читаем» мы познакомимся с великолепным стихотворением Лермонтова «Три пальмы»
Члены литературного клуба «Алый парус» предварительно ИЗУЧИЛИ данное произведение, проанализировали его лексику и постарались представить вам небольшой фильм
Итак, с какими же словами мы встретимся в этом произведении….
Роптать - … 1. Высказывать недовольство кем-л., чем-л. или обиду на кого-л., что-л.
2. перен. разг. Издавать невнятный, глухой шум.
Караван - …группа вьючных животных, перевозящих кладь и людей в пустыне или в степи Вместе с нами открытия ворот ожидали караваны верблюдов из Внутренней Перши и множество персидских крестьян с ослами, нагруженными овощами и другими
Вьюк - …ноша животного, кладь, специально подготовленная для укрепления и перевозки вьючным животным.
Фарис - …Всадник, сильный.
Шатёр - …Это легко раскидываемое и снимаемое жилище кочующих людей
Итак, ,,,,,, Слушаем и смотрим…..
2. Слушание текста
Задание
После прослушивания и чтения про себя – составляем ассоциативный ряд
3. Проверка восприятия - Составление ассоциативного ряда
Картины
Видим
Слышим
Чувствуем
Ощущаем
4. Составление синквейна
ПЕРИФРАЗ
ПИТОМЦЫ СТОЛЕТИЙ
|
(Чтение вариантов до ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
5. Работа по группам
Группы работают по блокам:
Географы оазис, пустыня, пальма,
Литераторы – пейзаж, олицетворение, эпитеты, метафоры, аллитерация, антитеза
Искусствоведы- Аналитики : составление коллажей по частям стихотворения, защита рисунков
(Остальные учащиеся готовят выразительное чтение отрывков)
6. Анализ стихотворения
6.1 Представление группами своих работ
6.2 Определение жанра произведения
- ЧТО ТАКОЕ СЮЖЕТ Можно ли определит сюжет в этом произведении?
6.3 Составление плана
- ОЗАГЛАВЬТЕ ЧАСТИ (составление плана)
1)Жизнь гордых пальм в пустыне.
2)Упрёки пальм небу.
3)Появление каравана.
4)Приветливая встреча усталых путников.
5)Гибель пальм.
6)Описание бесплодной пустыни, опустевшей без срубленных пальм: «Всё дико и пусто кругом»
6.4 Чтение по частям, беседа
- Где происходит действие?
- Как изображены пальмы? (Отмечаем карандашом в тексте примеры олицетворения).
- О недовольстве пальм сказано прямо, найдите эти строки.(…стали три пальмы на Бога роптать…). Значит, пальмы ничего не требовали от Бога, они просто смутно ощущали неудовлетворённость жизнью. Это чувство знакомо каждому человеку
2. Как выражены чувства автора?
- Чувства автора выражены не столь открыто. Перечитаем восьмую строфу. Обратим внимание на восклицательный знак «И пали без жизни питомцы столетий!» «Пали…»
- Когда уместно употребление этого слова? (Так говорят о погибших на поле боя).
- Какие же чувства скрывает это слово? антитеза
3. Работа над изобразительно-выразительными средствами
- В 9-й строфе подчеркните эпитеты. «И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный…»
(Данные эпитеты выражают глубокое сожаление и тоску о погибших деревьях; эпитет седой и холодный создают эффект опустошённости).
4. Определение авторской позиции
- О чём размышляет М.Ю.Лермонтов?
5. Выражение решения проблемы.
V Обобщение
Ученики подводит итог сказанному:
1. «Микрофон»
- Мы уже поняли, что речь идёт о человеческой жизни, о людях и их выборе. Перечитаем начало стихотворения.
- Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, рослыми; они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение «высокая жизнь»? Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь».Жизнь для себя достойной не назовёшь. Но стремление к достойной жизни привело пальм к гибели. Так как же надо жить? Смысл жизни – это есть главный вопрос философии. Какой ответ даёт М.Ю.Лермонтов?
- Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.
- Есть в произведении Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!
(Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.
Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций. )
Ценность жизни – это тоже философская тема…
- Синквейн (зачитываются конечные варианты)
Определим, как поняли проблематику произведения
3. «Да-нетка»
1.Действие происходит в оазисе
2.Фарис – король
3.Произведение состоит из 3 частей
4.Олицетворение – это перенесение человеческих черт (шире — черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления
5. Звучный ручей – метафора
6. Пальмы не осознали своего предназначения
8.Вьюки- ноша животного
7.Перифраз к слову «пальмы»- питомцы столетий
9.Люди уничтожили оазис
10.Пальмы рады, что так закончилась их жизнь
11. Жизнь пальм можно назвать достойной
12. Идея произведения – бережное отношение к природе
VI Домашнее задание
- Составить ФСА
- Написать сочинение-рассуждение «Что значит «жить достойно»?»
- Выразительно прочитать произведение, ответить на вопросы после текста
|